Сделали, как было. Какие памятники архитектуры отреставрировали в Москве?
На смену новоделу, стилизованному под старину, приходит реальная и исторически верная реставрация.
Новая по своей идеологии программа стартовала в столице в 2010 г. Уже приведено в порядок более тысячи памятников истории и культуры. Из 215 объектов, восстановленных в 2018 г., три десятка были культовыми сооружениями. В этом проявилось и уважение московской власти к главному стержню русской истории и религии – православию, и стремление восстановить прежнюю атмосферу города.
По преданию, здесь, на Варварке, родился первый царь из рода Романовых – Михаил Фёдорович. По его воцарении эти палаты стали называться Старым государевым двором. Усадьбу строили ещё во времена Ивана Грозного, и в ней действительно жили бояре, потом там был монастырь, а вот музей «Дом бояр Романовых» открывал уже император Александр II. Даже после революции музей сохранился и рассказывал о боярском быте. Сегодня после масштабной реставрации он вновь открыт и снова знакомит своих гостей с боярским миром допетровской эпохи. Подправили фасады, починили кровлю, воссоздали интерьеры и даже изразцовые печи. Внешне всё дышит стариной, которую сохранили, используя новейшие технологии.
Читайте также: «Невеликий» царь. 4 факта из жизни и правления Михаила Романова «Кроткого»
Практически завершён очередной этап реставрации в обители на Петровке. Это 12 строений. С 2016-го по 2018-й проводились работы на четырёх из них: на колокольне с надвратной церковью, в храме Петра Митрополита – одном из старейших в столице, построенном по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), а также надвратной церкви Пахомия. Сейчас реставрируется Сергиевская трапезная. Высоко-Петровский монастырь – один из древнейших в столице. Его основание связано с именем митрополита Киевского и всея Руси Петра, перенёсшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Строителями и благодетелями обители были князь Иван Калита, великие князья Дмитрий Донской и Василий III, царь Алексей Михайлович, Пётр I и его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, святитель Филарет Московский.
Как должен выглядеть этот зал, знают все. И не потому, что каждый старается зайти сюда почитать фолиант. Он известен благодаря сцене из фильма «Москва слезам не верит», в которой героиня Ирины Муравьёвой ищет мужа в библиотеке: «Представляешь, какой там контингент? Академики, доктора, философы…» Вот этот зал – самый большой в Европе (1208 кв. м) – как раз долго и не ремонтировали. Восстановление и модернизация шли 5 лет. Специалисты возродили исторический облик помещения, выровняли и покрасили стены, отреставрировали лепнину на потолке, обновили мебель, привели в порядок деревянную галерею, штучный дубовый паркет и другие элементы интерьера.
Фотогалерея: Главный читальный зал РГБ после реставрации
Возродить павильон № 34 решили сами москвичи, проголосовав за этот проект на интернет-портале «Активный гражданин». Для возвращения «Космосу» исторического вида провели уникальную операцию. Для реставрации купола создали почти три тысячи индивидуальных лекал для выплавки стеклянных фрагментов. В «Космосе» засияла люстра-звезда диаметром более четырёх метров и весом почти тонну. Она создана по чертежам той звезды, которая венчала Троицкую башню Кремля. В павильоне открыли экспозицию, которая знакомит посетителей с историей космонавтики и её будущим. Здесь появились роботы, симуляторы, 5D-кинотеатры, тренажёры, имитирующие кабину орбитальной станции, интерактивные устройства. Но есть и подлинные документы начала космической эры. А капсула, в которой летал Юрий Гагарин, и настоящие скафандры – это просто космос!
Один из самых известных московских храмов – церковь Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот. Это та самая церковь, где 18 февраля 1831 г. в ещё не достроенном здании венчались Пушкин с Гончаровой. Но первое упоминание о храме относится к началу XVII в. И вот через четыре века, в 2017–2018 гг., в храме прошла серьёзная реставрация. Работы оказалось много, ведь общая площадь церкви составляет 2,3 тыс. кв. м. За два года специалисты восстановили живопись на стенах и сводах приделов, алтаря и подкупольной части храма. Укрепили слой штукатурки и удалили копоть, обновили украшения из лепнины и искусственного мрамора. Проведена филигранная кропотливая работа, чтобы сохранить уникальный ансамбль стенной росписи первой половины XIX в. Рабочие отремонтировали кровлю, и теперь внутреннему убранству церкви не грозят потопы.
Читайте также: 113-я любовь. Полиция и дурные приметы на свадьбе Пушкина
Это здание на Театральной площади строилось известным архитектором Осипом Бове для купца Варгина, а под театр его перестроили в 1824 г. и ремонтировали с тех пор всего один раз (в 1949-м). Поэтому современная реставрация масштабна и уникальна. Мастера восстановили зрительный зал и лестницы, расширили фойе, воссоздали интерьеры на втором и третьем этажах, отремонтировали гримёрки и коридоры. После демонтажа фальшпотолков обнаружилась чудесная лепнина, которую теперь могут видеть зрители. По мнению специалистов, самым важным и трудным было сохранить уникальную акустику зрительного зала. Это удалось.
Эта знаменитая высокая звонница (80,4 м) была возведена в 1785 г. архитектором И. П. Жеребцовым. Она – вторая по высоте в столице после колокольни Ивана Великого в Кремле. Реставрацию в Новоспасском монастыре больше откладывать было нельзя. Фасады колокольни разрушались, нужно было предотвратить дальнейшее повреждение стен. Требовали восстановления и утраченная живопись, и архитектурный декор. Когда-то подаренный Петром I бронзовый колокол был утерян, сегодня установили новый весом 16,5 т. В 2018-м работы на колокольне Новоспасского монастыря, длившиеся три года, были завершены. Не обошлось без сюрпризов: перед открытием была обнаружена табличка, заложенная в основание церкви преподобного Сергия Радонежского в середине XVIII в.
Троицкая башня построена в 1490-х гг. и является одной из четырёх кремлёвских цитаделей. Она могла в прежние времена сражаться даже после того, как стены крепости были бы взяты. Эксперты называют её самой мощной кремлёвской башней. Специалисты провели реставрацию кирпичной кладки, белокаменного декора, шпилей и наверший. Сложнее всего было реставрировать рубиновую звезду, у которой очистили металлический каркас, заменили на современный поворотный механизм, а вместо лампы накаливания вставили новую и более яркую металлогалогеновую. Также ярко засияет звезда и на Спасской башне. У неё тоже привели в порядок стены, воссоздали утраченные части белокаменных скульптур, покрасили шатёр медной кровли и обновили знаменитый циферблат часов. Была полностью заменена позолота конуса звезды, цифр, стрелок и круглой рамы циферблатов часов. Сам механизм прошёл профилактику.
Читайте также: Тайны Спасской башни. Какие чудеса не видно с Красной площади
На самом деле в двухэтажном деревянном доме с антресолями в середине XIX в. жила мать писателя. Но Иван Сергеевич часто гостил у неё, и именно события, происходившие в особняке на Остоженке, легли в основу рассказа «Муму». Дом отреставрировали к 200-летию со дня рождения писателя. Здесь усилили фундамент и несущие конструкции, восстановили деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады, воссоздали деревянную лестницу на второй этаж, а также благоустроили территорию возле дома. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен маломобильным посетителям. В обновлённой экспозиции подлинные предметы эпохи Тургенева соседствуют с современными мультимедийными технологиями.