Идеи строительства

Машина со скидкой. Денис Мантуров о том, кому продадут новое авто дешевле

Какими промтоварами Россия может себя обеспечить, чтобы не зависеть от санкций? Правда ли, что «Форд» закрывает свои заводы в РФ? Когда на наших улицах вновь появятся ларьки и киоски?

На эти и другие вопросы «АиФ» ответил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Что изменится в программах «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль»?

Татьяна Богданова, «АиФ»: Денис Валентинович, с 1 марта Минпромторг вновь запустил программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Кто сможет в них по­участвовать?

Денис Мантуров: Для начала скажу, что эти программы показали очень хорошие результаты с точки зрения поддержки спроса. Только в прошлом году по ним было реализовано почти 100 тыс. автомобилей, в том числе 3,1 тыс. на Дальнем Востоке. В этом году совокупный бюджет программ составит 3 млрд руб., а их реализация будет осуществляться на всей территории страны. Правила не меняются: скидка предоставляется на уплату первоначального взноса в размере 10% от стоимости автомобиля, или 25% – для ДФО. Максимальная стоимость автомобиля снижена до 1 млн руб., чтобы сделать доступнее именно популярные бюджетные модели. Требования к заёмщикам изменены не будут. При этом Минпромторг подготовил важное уточнение: право на получение скидки по программе «Семейный автомобиль» теперь также имеют семьи с детьми, находящимися под опекой или на попечительстве, включая приёмных.

За 2018 г. экспорт продукции российского автомобилестроения составил 3,4 млрд долл., что на 11% больше, чем в 2017 г. Одно из наших ведущих предприятий – ПАО ­«АВТОВАЗ» – в 2018 г. показало рост в 58%, экспортировав 38 тыс. автомобилей «Лада».

Денис Мантуров

Экспорт российских машин растёт

– Вы как-то сказали, что самые популярные у наших граждан автомобили – это «Лада», затем «Киа», «Хёндэ» и «Фольксваген», сделанные в РФ. Доля иномарок, собранных в России, растёт, а отечественных легковушек – сокращается. Не превратимся ли мы в сборочный цех зарубежных автогигантов?

– Не соглашусь. Конечно, в автопромышленности РФ идут процессы интеграции в глобальный автопром. Для повышения конкуренто­способности все мировые производители создают альянсы и реализуют совместные проекты. Это стандартная практика. Национальная принадлежность автобрендов достаточно условна и зачастую не соответствует реальному производителю и даже разработчику. С точки зрения развития российского автопрома важным является технологический уровень производства, созданного на территории РФ, а не наименование бренда и модели автомобиля, которые часто носят маркетинговый характер.

Какие автомобили наиболее популярны в регионах России? Инфографика

Мы выполнили задачу создания современных автосборочных предприятий и обеспечения за счёт них внутреннего спроса. 85% проданных на нашем рынке автомобилей произведено в России. Теперь ставим задачу нарастить компетенции в производстве ключевых агрегатов и компонентов. Таких как двигатель, в том числе газомоторный и гибридный, автоматическая коробка передач, электронные системы управления, системы помощи водителю, тяговая батарея и др. Все эти требования отражены в специнвестконтрактах, которые уже заключены с большинством автопроизводителей – КАМАЗ, ГАЗ, Альянсом «Рено–Ниссан–АвтоВАЗ–Мицубиси», «Хёндэ», «Исудзу».

Говоря о производстве отечественных автомобилей, не могу не обратить внимания на данные по экспорту. За 2018 г. экспорт продукции российского автомобилестроения составил 3,4 млрд долл., что на 11% больше, чем в 2017 г. Одно из наших ведущих предприятий – ПАО ­«АВТОВАЗ» – в 2018 г. показало рост в 58%, экспортировав 38 тыс. автомобилей «Лада». Основными рынками сбыта остаются Беларусь, Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чехия, Куба, Латвия.

– Говорят, «Форд» закрывает свои заводы в России, люди рискуют остаться без работы. Это правда?

– Мы проинформированы, что акционеры СП Ford Sollers проводят стратегический пересмотр планов компании с целью повышения доходности. Это происходит одновременно с анонсированием новой глобальной стратегии Ford, которая нацелена на усиление конкурентоспособности бизнеса на всех европейских рынках. Решение должно быть принято во втором квартале 2019 г. Но, если говорить о статусе на сегодня, все производственные площадки Ford Sollers работают в штатном режиме.

Введение дополнительных санк­ций не оказывает сильного негативного влияния на развитие российского кораблестроения и гражданского судостроения, которое по всем показателям в последние годы показывает очевидный рост.

Денис Мантуров

– Вводятся всё новые санкции в отношении нашей страны. Хотелось бы узнать, в каких отраслях промышленности России произошло импортозамещение?

– Динамика по росту доли отечественной продукции есть практически во всех гражданских отраслях, но лучшую демонстрирует сельхозмашиностроение – там уже 66%, тяжёлое машиностроение – почти 70%, станкоинструментальная промышленность – 34% против всего 18% в 2014 г., радиоэлектронный сектор – 48%, автопром – 85%, химическая промышленность – 70%, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная – около 77%. Надо понимать, что в некоторых отраслях процент­ный рост кажется не таким большим, но динамика на самом деле очень значительная. Например, если в 2009 г. отечественные лекарства занимали 20% при общем объёме рынка 300 млрд руб., то сейчас этот показатель превышает 30% при фактически четырёхкратном росте рынка. Вообще, за время реализации госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на ­2013–2020 гг. было зарегистрировано и выведено на рынок 89 лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП.

Импортозамещение в море. Россияне — за развитие отечественного судостроения

В судостроении также с 2015 г. реализуется план импортозамещения, используются меры поддержки, в том числе те, которые помогают развивать малый и средний бизнес в этой сфере. Там, где мы пока не достигли полного импортозамещения или это признано нецелесообразным, судоверфи переориентировались на альтернативных поставщиков, например, азиатских. Поэтому введение дополнительных санк­ций не оказывает сильного негативного влияния на развитие российского кораблестроения и гражданского судостроения, которое по всем показателям в последние годы показывает очевидный рост.

Лёгкая промышленность, как и другие отрасли, воспользовалась окном возможностей для импортозамещения: развиваются компетенции в части высокотехнологичных тканей, кожи, спецодежды и спец­обуви. Происходит не только насыщение отечественного рынка, но и постепенно наращивается экспортный потенциал. За 2018 г. объём экспорта текстиля, текстильных изделий и обуви в дальнее зарубежье вырос почти на 5%, в страны СНГ – на 10%. И, кстати, всё больший интерес у зарубежных потребителей вызывает одежда с маркировкой «Сделано в России» для спорта, активного отдыха, работы в экстремальных условиях.

Когда вернутся ларьки?

– Одна из обсуждаемых инициатив Минпромторга – поправки о «нестационарной и развозной торговле». Чем новые ларьки будут отличаться от тех, которые были в 90-е?

– Этот законопроект входит в нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Мы рассчитываем, что он будет принят в этом году. Подчеркну, что инициатива Минпромторга крайне важна для развития малого бизнеса, 60% которого сегодня составляет торговля. Во-первых, законопроект позволит выделить в отдельную категорию мобильные торговые объекты – автомагазины, автолавки и т. д., что создаст необходимые условия для развития развозной торговли. Во-вторых, предприниматели смогут получать компенсационные места, если торговая точка, которую они использовали, потребуется для государ­ственных или муниципальных нужд. То есть законодательно закрепляется принцип «меняется место – сохраняется бизнес». В законопроекте также оговаривается долгосрочный характер договоров на размещение с их последующим продлением без проведения торгов. Документ предусматривает расширение полномочий субъектов РФ, которые смогут формировать территориальные схемы размещения торговых объектов, устанавливать требования к их внешнему виду и др. Поэтому повторения палаточного «шанхая» в духе ­90-х не будет. Наоборот, законопроект вводит чёткие правила, по которым предприниматели смогут размещать свои торговые точки. Не стоит забывать и о комфорте для потребителей, которые получат больше возможностей для покупок в шаговой доступности.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
↓